«Океаническое чувство»…
Так Р.Роллан назвал безграничное ощущение вечности, которое возникает у религиозного человека, и является источником религиозности. З.Фрейд же относился к религии как к иллюзии и в работе «Неудобства культуры» предпринял психоаналитическое исследование подобного чувства.
С этим чувством ассоциативно связано представление о неразрывной связи с мировым целым. Между Я и Оно (бессознательным) нет четкой границы в отличие от границы между Я и внешним миром. Только в состоянии влюбленности граница между «Я» и объектом «угрожающе расплывается». Также чувство Я подвержено нарушениям, когда наши мысли и чувства кажутся нам как бы чужими или когда на внешний мир переносится что-то принадлежащее «Я». Таким образом, границы «Я» неустойчивы.
Чувство Я проходит долгий путь развития. Условием для отделения Я от внешнего мира является устранение ощущений боли и неудовольствия путем их вынесения вовне. «Границы такого примитивного «Я» – чистого удовольствия – исправляются под давлением опыта», так как оказывается, что удовольствие может исходить из объекта, а неудовольствие может принадлежать Я. Тем самым постепенно утверждается принцип реальности. Таким образом, первоначально «Я» включает в себя все, а затем из него выделяется внешний мир.
«Наше нынешнее чувство «Я» – лишь съежившийся остаток какого-то широкого, даже всеобъемлющего чувства, которое соответствовало неотделимости «Я» от внешнего мира».
Поэтому «океаническое чувство», которое многими воспринимается как религиозный экстаз и мистический опыт, является регрессией к состоянию безграничного нарциссизма.
Говоря о проблеме сохранения психического, Фрейд замечает, что «в душевной жизни ничто, раз возникнув, не исчезает, все каким-то образом сохраняется, и при известных условиях, например, в случае далеко зашедшей регрессии, может вновь всплыть на поверхность». Он приводит примеры из истории и биологии, из которых следует, что ничто несопоставимо с душевным организмом. «Сохранение всех ранних стадий, наряду с завершенными, возможно лишь в душевной жизни», но это очень сложно представить наглядно.
© Снежана Белкина, психолог-психоаналитик