Понятие групповой матрицы в группанализе

Центральным понятием в групповом анализе является понятие групповой матрицы. По словам Г. Фоукса (основателя группанализа),

матрица – это гипотетическое сплетение процессов коммуникаций и отношений в конкретной группе. Это общее для всех членов группы основание, которое в конечном счёте определяет смысл и значение всех событий и на котором покоится весь процесс коммуникаций и все интерпретации, вербальные и невербальные [Фоукс, 1964, цит. по 1].

Фоукс считал, что потребность в коммуникации является базовой потребностью человека.

Начиная с первого дня жизни, человек вступает в коммуникацию с окружающим миром и значимыми фигурами в семейной системе. В ходе этой коммуникации усваиваются те или иные нормы, запреты и формируется его сознание. Отношения со значимыми другими интернализуются и в дальнейшем существует в виде постоянного внутреннего и внешнего диалога.

Таким образом, семья является группой, которая как матрица «отливает» сознание.

Попадая затем в другое окружение, человек начинает повторять паттерны поведения, заложенные в первичной семейной матрице. Его способы коммуникации начинают «оживать» и по-разному проявляться в зависимости от степени интенсивности регресса к раннему детству — например, в виде агрессивных проявлений или страха отношений, или каких-либо симптомов. Человек несет в себе коммуникативную сеть своих первичных отношений и бессознательно передает информацию об этом другим людям.

Сетью коммуникаций является не только семья, но и общество, в котором эта семья проживает. Можно сказать, что человек является матрицей семьи, а семья матрицей общества. В свою очередь общество является матрицей всего человечества как биологического вида.

«Социальную матрицу можно понимать как сеть в том же смысле, в каком мозг представляет собой сеть волокон и клеток, вместе образующих сложное единство». [Фоукс & Энтони, 1965, цит. по 1].

Согласно представлениям Фоукса, в группе создается возможность формирования новой матрицы, которая позволит каждому участнику осознать неадаптивные стороны своей коммуникации и в дальнейшем изменить ее. Процесс коммуникации запускает изменения через эмоциональное проживание и анализ интерперсональных связей, которые отражают внутрипсихическую реальность.

То, что являлось интрапсихическим, становится достоянием группы.

При этом дирижер является частью группы, элементом групповой матрицы и участвует в групповом процессе.

Групповой анализ, по определению Фоукса, является “психотерапией, осуществляемой самой группой и направленной на группу, включая дирижера”.

Задача дирижера не стараться активно определять ход группового процесса, а основное внимание направлять на саму групповую матрицу.

«Постоянно следить за каждым человеком было бы невозможно. Он сосредотачивается на общем поле взаимодействия, на матрице, в которой эти бессознательные реакции сходятся. Средой для него всегда является – и это должно происходить осознанно – группа в целом» [Фоукс & Энтони, 1965, цит. по 1].

Как указывает Э. Поуэлл, в последнее время некоторыми авторами в области группового анализа были предприняты попытки разработать понятие матрицы, но в полной мере это никому не удалось [1]. Автор делает парадоксальный вывод, что так и должно быть, потому что это заложено в самом понятии матрицы. Фоукс, размышляя о групповой матрице, приводил метафору «омовения» участника в группе.Дирижер должен «окунуть» сознание участника в группу, чтобы оно «побарахталось» в группе и вынырнуло — укрепленное и переоцененное. Другие значения слова «матрицы» созвучны этому пониманию: «мать, в том числе беременная»; «матка»; «исходная субстанция»; «форма для изготовления чего-либо».

Групповая матрица выступает «фоном, на котором личность (сознание) может обрести новый жизненный ресурс» [2].

Д. Робертс полагает, что «групповую матрицу следует рассматривать как контекст, в котором можно достичь безопасной и исключительно глубокой регрессии, которая способна обеспечить значительное обновление формы и трансформацию основных компонентов личности» [2].

Групповая матрица берет на себя функцию контейнера, в котором переформировываются психики отдельных людей; или как «материнский сосуд или сосуд алхимика, в котором все варится и в результате появляется нечто новое».

Задача дирижера состоит в том, чтобы понять себя в группе, группу и каждого члена группы и со временем помочь создать такую паутину связей, в которой развивался бы каждый человек в группе. [3]

Фоукс также описывал три вида матрицы. Первый – это базовая матрица или матрица основания, «базирующаяся на биологических свойствах людей и на прочно внедрённых культурой ценностях и реакциях», то есть это общечеловеческая возможность какой-либо коммуникации между людьми. На глубинном уровне каждый человек разделяет присущую всему человеческому роду базовую матрицу. Эта идея перекликается с коллективным бессознательным К. Юнга. Второй — личная матрица или индивидуальная, основанная на интрапсихических процессах каждого индивидуума. Оказываясь в группе, человек пытается восстановить свое прошлое, причем таким образом, как если бы эта матрица существовала всегда. И третий – динамическая матрица или «театр постоянно происходящих изменений» в группе. Это тот контекст, в котором развертывается беседа.

«Если уже 2 человека вступают в отношение, они образуют новый феномен… Если группа людей… вступает в более близкие отношения, они образуют новый феномен, а именно заполненное поле мыслительных событий между ними всеми» (Фоукс).

Эти мыслительные события как рентгеновские лучи проходят через участников и образуют сеть коммуникации.

М. Нитсан замечает, что дирижеры мало оперируют групповой матрицей как динамической сущностью в терапии группы. Идея «групповой матрицы» очаровывает групповых аналитиков, и в последнее время имеется тенденция к расширению этого понятия до универсального целого, всё больше охватывающего и комнату для консультаций, и космос, которое включает такие феномены, как квантовая физика и нераздельная целостность [4].

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Поуэлл Э. Природа групповой матрицы. — Andru Poell. The Nature of Group Matrix. // Group Analysis, SAGE, London – vol. 22/1989, pp. 271-281.

2. Кеннард Д., Робертс Дж., Уинтер Д. Групп-аналитическая психотерапия. — СПб.: Питер, 2002. — 192 с.: ил. — (Серия «Практикум по психотерапии»).

3. Робертс Д. (Jeff Roberts). Вводная лекция по групповому анализу. Стенограмма лекции для вводного курса IGA, 1993.

4. М. Нитсан. Анти-группа. Деструктивные силы в группе и их творческий потенциал. — M. Nitsun. The Anti-Group. Destructive forces in the group and their creative potential. — «Routledge», London & N.-Y., 1996.

Снежана Белкина, психолог-психоаналитик

Читайте также:

 Как работает психоанализ   Правила психоаналитической терапии   Кому психоанализ НЕ помогает 
Может быть интересным