Виды жизненных ситуаций

В практике работы и в жизни я часто слышу вопрос  «Помогите разобраться в ситуации», «У меня возникла такая ситуация в жизни» или «Как будет развиваться эта ситуация?»

Мы очень часто используем слово «ситуация» в повседневной речи:

-Надо хорошенько оценить создавшуюся ситуацию

-Ситуация складывается не самым лучшим образом

-Подумаем вместе, как выйти из этой неприятной ситуации

Что такое «жизненная ситуация»?

О чем мы говорим, когда употребляем слово «ситуация»? На первый взгляд ситуация — это что-то внешнее, не зависящее от человека. Часто люди под ситуацией понимают совокупность обстоятельств в жизни человека (от фр. situation – совокупность обстоятельств). То есть это некий фрагмент действительности, обстановка, положение, возникшие на основе стечения каких-либо условий, в которые попадает человек.

Но этот фрагмент действительности возникает не в безвоздушном пространстве, а в жизни конкретного человека, и самое главное побуждает его сформулировать свое отношение к этой ситуации.

«Человек должен действовать в ситуации, но как именно, она ему не указывает, и в этом и состоит его свобода…Ситуация есть принуждение к решению, свобода же состоит в самом решении» (Н.Гартманн)

Жизненные ситуации каждого человека уникальны, и их неповторимость открывает его к переживанию собственного бытия и придает ценность его жизни.

«Чем более дифференцированным и индивидуализированным является чувство ценности индивида, находящегося в определенной ситуации, тем более интимным и существенным является его соучастие во множестве ее ценностей. Ситуации суть поле деятельности человека… Их разнообразие и образует всю полноту содержания его существования». (Н.Гартманн)

Таким образом, кроме обстоятельств, в ситуации присутствует еще и сам человек со своим взглядом на эту ситуацию и возможностью принятия решений. В каких-то случаях человек может влиять на обстоятельства, изменяя их, но бывает и так, что ситуацию не изменить, и тогда важным становится придание смысла этой ситуации и переживание бытийной ценности.

Какие бывают виды жизненных ситуаций?

В процессе жизни человек сталкивается с разнообразными жизненными ситуациями.  С чем-то человек в жизни справляется легко, а в каких-то случаях ему приходится обращаться за помощью к разным специалистам. Это может быть, например, кризисная ситуация перелома жизненного пути или повседневная ситуация, наполненная неприятностями и стрессами, или ситуация выбора, вызывающая дискомфорт. Прежде всего в психологии жизненные ситуации различаются по уровню трудности.

Виды жизненных ситуаций по уровню трудности

1. Привычные

Ситуации в обыденной жизни — нездоровье родных и близких; ссоры или размолвки в семье и с близкими; конфликты на работе; не очень удачные обращения с материальными средствами.

2. Трудные

Болезнь родных и близких. Острые разногласия в семье и с близкими. Расставание, смена места проживания. Осложнения на работе. Потеря части имущества, денег. Уменьшение притока материальных и денежных средств. Эти ситуации можно назвать трудными ситуациями повседневности. Такие ситуациями наполнена наша жизнь.

3. Кризисные

Смерть и пропажа родных и близких. Развод, расставание. Ситуация насилия или угрозы жизни. Утрата здоровья. Пожар, наводнение, терракт. Кража, потеря жилья, имущества, денег, работы.

Виды жизненных ситуаций

Рисунок из уч.пособия: М.А. Одинцова «Психология жизнестойкости»

 

Бывает так, что жизненные ситуации повторяются, и вы как будто ходите по замкнутому кругу. Если так случилось, может быть, пришло время обратиться за анализом собственной жизни

 

Восприятие жизненных ситуаций

Кажется, что жизненная ситуация объективна и реальна. Но человек, находящийся в трудной жизненной ситуации, а также наблюдатели со стороны, воспринимают эту ситуацию в соответствии со своими личностными особенностями, знаниями и накопленным жизненном опытом. Все видят одну и ту же ситуацию, но рассматривают её с собственных внутренних позиций, выделяют в ней разные стороны и, соответственно, воспринимают её по-разному.

Реально ситуация одна, однако картины, построенные на основе личного восприятия каждого человека разные, и они индивидуальны. «Среда вне субъектна, а ситуация всегда субъективна (это всегда <чья-то> ситуация)».

Восприятие жизненной ситуации — это выстроенный целостный образ ситуационной картины как результат субъективного отражения существующей реальности.

Таким образом, то, как человек осознаёт себя в отношениях с самим собой, окружающими людьми и средой обитания, определяет его восприятие сложившейся жизненной ситуации.

Поэтому «анализ ситуации должен быть скорее “субъективным”, нежели “объективным”, то есть ситуация должна описываться с позиции индивида, поведение которого исследуется, а не с позиции наблюдателя.

С этой точки зрения поведение человека определяет не ситуация, которая может быть описана «объективно», а ситуация, как она «дана человеку в его переживании, как она существует для него» (Левин К.). Более того, объяснить «объективную» ситуацию возможно только с помощью понимания субъективного значения ситуации для данного человека. От того, как человек определит ситуацию, в которой он находится, зависят его действия и даже весь образ жизни.

Когда жизненные обстоятельства или внешняя среда рассматриваются только как некая совокупность внешних условий по отношению к человеку, это ведет к пониманию среды как к чему-то абсолютному и оторванному от человека. Жесткое противопоставление внутренних (личностных) и внешних (ситуационных) факторов ошибочно. Ведь «существенное отличие среды ребенка от среды животного заключается в том, что человеческая среда есть среда социальная, в том, что ребенок есть часть живой среды, что среда никогда не является для ребенка внешней. Если ребенок существо социальное и его среда есть социальная среда, то отсюда следует вывод, что сам ребенок есть часть этой социальной среды» (Выготский).

Это означает, что жизненная ситуация человека образуется его отношениями с окружающей действительностью и только через эти отношения и может быть понята.

Другой немаловажный момент — это то, как человек переживает тот или иной момент действительности, иначе говоря каково его внутреннее отношение к этому или восприятие.

Или еще другими словами, поведение человека обусловлено не столько внешним окружением, сколько его интерпретацией этого окружения.

Именно это внутреннее отношение играет фундаментальную роль в детском возрасте – «…среда определяет развитие ребенка через переживание среды» – и сохраняет свое значение и в жизни взрослого человека (Выготский).

«Поведение есть результат взаимодействия личности со средой» (Левин К.]). Это означает, что если задаться целью описать поведение человека (предсказать), то нужно проанализировать три компонента: особенности личности, особенности среды и их взаимодействие.

Жизненная ситуация не является застывшей, её состояние постоянно изменяется в соответствии со своими собственными движущими силами. Отношения между компонентами жизненной ситуации определяют как их взаимовлияния и взаимодействия, так и возможные результаты (направления) развития ситуации.


© Снежана Белкина, психолог, психоаналитическая терапия

Может быть интересным