В практике работы и в жизни я часто слышу вопрос «Помогите разобраться в ситуации», «У меня возникла такая ситуация в жизни» или «Как будет развиваться эта ситуация?»
Мы очень часто используем слово «ситуация» в повседневной речи:
-Надо хорошенько оценить создавшуюся ситуацию
-Ситуация складывается не самым лучшим образом
-Подумаем вместе, как выйти из этой неприятной ситуации
О чем мы говорим, когда употребляем слово «ситуация»? На первый взгляд ситуация — это что-то внешнее, не зависящее от человека. Часто люди под ситуацией понимают совокупность обстоятельств в жизни человека (от фр. situation – совокупность обстоятельств). То есть это некий фрагмент действительности, обстановка, положение, возникшие на основе стечения каких-либо условий, в которые попадает человек.
Но этот фрагмент действительности возникает не в безвоздушном пространстве, а в жизни конкретного человека, и самое главное побуждает его сформулировать свое отношение к этой ситуации.
«Человек должен действовать в ситуации, но как именно, она ему не указывает, и в этом и состоит его свобода…Ситуация есть принуждение к решению, свобода же состоит в самом решении» (Н.Гартманн)
Жизненные ситуации каждого человека уникальны, и их неповторимость открывает его к переживанию собственного бытия и придает ценность его жизни.
«Чем более дифференцированным и индивидуализированным является чувство ценности индивида, находящегося в определенной ситуации, тем более интимным и существенным является его соучастие во множестве ее ценностей. Ситуации суть поле деятельности человека… Их разнообразие и образует всю полноту содержания его существования». (Н.Гартманн)
Таким образом, кроме обстоятельств, в ситуации присутствует еще и сам человек со своим взглядом на эту ситуацию и возможностью принятия решений. В каких-то случаях человек может влиять на обстоятельства, изменяя их, но бывает и так, что ситуацию не изменить, и тогда важным становится придание смысла этой ситуации и переживание бытийной ценности.
В процессе жизни человек сталкивается с разнообразными жизненными ситуациями. С чем-то человек в жизни справляется легко, а в каких-то случаях ему приходится обращаться за помощью к разным специалистам. Это может быть, например, кризисная ситуация перелома жизненного пути или повседневная ситуация, наполненная неприятностями и стрессами, или ситуация выбора, вызывающая дискомфорт. Прежде всего в психологии жизненные ситуации различаются по уровню трудности.
Ситуации в обыденной жизни — нездоровье родных и близких; ссоры или размолвки в семье и с близкими; конфликты на работе; не очень удачные обращения с материальными средствами.
Болезнь родных и близких. Острые разногласия в семье и с близкими. Расставание, смена места проживания. Осложнения на работе. Потеря части имущества, денег. Уменьшение притока материальных и денежных средств. Эти ситуации можно назвать трудными ситуациями повседневности. Такие ситуациями наполнена наша жизнь.
Смерть и пропажа родных и близких. Развод, расставание. Ситуация насилия или угрозы жизни. Утрата здоровья. Пожар, наводнение, терракт. Кража, потеря жилья, имущества, денег, работы.
Рисунок из уч.пособия: М.А. Одинцова «Психология жизнестойкости»
Бывает так, что жизненные ситуации повторяются, и вы как будто ходите по замкнутому кругу. Если так случилось, может быть, пришло время обратиться за анализом собственной жизни
Кажется, что жизненная ситуация объективна и реальна. Но человек, находящийся в трудной жизненной ситуации, а также наблюдатели со стороны, воспринимают эту ситуацию в соответствии со своими личностными особенностями, знаниями и накопленным жизненном опытом. Все видят одну и ту же ситуацию, но рассматривают её с собственных внутренних позиций, выделяют в ней разные стороны и, соответственно, воспринимают её по-разному.
Реально ситуация одна, однако картины, построенные на основе личного восприятия каждого человека разные, и они индивидуальны. «Среда вне субъектна, а ситуация всегда субъективна (это всегда <чья-то> ситуация)».
Восприятие жизненной ситуации — это выстроенный целостный образ ситуационной картины как результат субъективного отражения существующей реальности.
Таким образом, то, как человек осознаёт себя в отношениях с самим собой, окружающими людьми и средой обитания, определяет его восприятие сложившейся жизненной ситуации.
Поэтому «анализ ситуации должен быть скорее “субъективным”, нежели “объективным”, то есть ситуация должна описываться с позиции индивида, поведение которого исследуется, а не с позиции наблюдателя.
С этой точки зрения поведение человека определяет не ситуация, которая может быть описана «объективно», а ситуация, как она «дана человеку в его переживании, как она существует для него» (Левин К.). Более того, объяснить «объективную» ситуацию возможно только с помощью понимания субъективного значения ситуации для данного человека. От того, как человек определит ситуацию, в которой он находится, зависят его действия и даже весь образ жизни.
Когда жизненные обстоятельства или внешняя среда рассматриваются только как некая совокупность внешних условий по отношению к человеку, это ведет к пониманию среды как к чему-то абсолютному и оторванному от человека. Жесткое противопоставление внутренних (личностных) и внешних (ситуационных) факторов ошибочно. Ведь «существенное отличие среды ребенка от среды животного заключается в том, что человеческая среда есть среда социальная, в том, что ребенок есть часть живой среды, что среда никогда не является для ребенка внешней. Если ребенок существо социальное и его среда есть социальная среда, то отсюда следует вывод, что сам ребенок есть часть этой социальной среды» (Выготский).
Это означает, что жизненная ситуация человека образуется его отношениями с окружающей действительностью и только через эти отношения и может быть понята.
Другой немаловажный момент — это то, как человек переживает тот или иной момент действительности, иначе говоря каково его внутреннее отношение к этому или восприятие.
Или еще другими словами, поведение человека обусловлено не столько внешним окружением, сколько его интерпретацией этого окружения.
Именно это внутреннее отношение играет фундаментальную роль в детском возрасте – «…среда определяет развитие ребенка через переживание среды» – и сохраняет свое значение и в жизни взрослого человека (Выготский).
«Поведение есть результат взаимодействия личности со средой» (Левин К.]). Это означает, что если задаться целью описать поведение человека (предсказать), то нужно проанализировать три компонента: особенности личности, особенности среды и их взаимодействие.
Жизненная ситуация не является застывшей, её состояние постоянно изменяется в соответствии со своими собственными движущими силами. Отношения между компонентами жизненной ситуации определяют как их взаимовлияния и взаимодействия, так и возможные результаты (направления) развития ситуации.
© Снежана Белкина, психолог, психоаналитическая терапия