Человек и бессознательное. Проблема бессознательного с древности до Фрейда

Оглавление

Проблема бессознательного в древности и античности

Древний человек и бессознательное

 

Древний человек рассматривал себя как часть мира и относился к миру как к единому целому.

Он переживал все, что происходит в мире, как будто бы это происходит с ним самим, то есть отождествлял себя с объектом переживания и одушевлял его.

Например, человек наблюдал цикличные заходы и восходы и в своей жизни старался этому соответствовать (ложиться спать на закате). Или рисовал на стене пещеры сцены будущей охоты, выражая свое желание, чтобы эта охота была успешной. Или убитый враг захоранивался с почестями, чтобы избежать мщения с его стороны. Таким образом, происходило «опредмечивание» бессознательных процессов, и они становились доступны сознанию. Древний человек обращал также внимание на сновидения. Многие магические практики древности были построены на толковании сновидений специально обученными жрецами. Здесь уже бессознательный материал не отреагировался прямо в виде некоего действия, а интерпретировался (истолковывался).

Платон: познание как припоминание

В истории философии проблема бессознательного актуализируется еще в античности. Например, в учении Платона о познании как припоминании. Он считал, душа, прежде чем воплотиться в теле, пребывала в мире идей, которые человек потом припоминает. Это и есть познание.

Идея Платона о познании как припоминании во многом идентична психоаналитической идее «возврата вытесненного».

Средние века: вера как фетиш

В христианской традиции с психоаналитической точки зрения человек был инфантильным существом, так как из-за жесткого запрета на проявление сексуальное влечения эта энергия направлялась в сферу религии, и вера становилась фетишем. Один из мыслителей средневековья, Фома Аквинский, говорил, что душа человека не просто разумна, но сознательна и этим отличается от бессознательной души животных. Сознательность души противопоставлялась бессознательным проявлениям душевной жизни других живых существ и телесной организации.

Естественно-научные теории как предпосылки к формированию психоаналитического учения

Впервые проблема бессознательного стала обсуждаться в XVII в. Тогда никто не сомневался в том, что только человек наделен сознанием, а у животных его нет. Но ученые уже в это время признавали, что у человека наряду с сознательными психическими явлениями могут существовать и бессознательные психические явления.

Г. Лейбниц

утверждал, что психика человека может проявляться не только на сознательном, но и на бессознательном уровне. Он считал, что даже то, что находится в сознании человека, может подвергаться воздействию бессознательных сил.

И. Гербарт

В XVIII в.  развил идеи Лебница: непознаваемы, а следовательно, «могут находиться в бессознательном состоянии не только восприятие, но и вся душа человека», то есть, вся его психика. Между сознанием и бессознательным существуют динамические отношения. То, что в данный момент является осознаваемым, в следующий момент времени может оказаться бессознательным, и наоборот: то, что сейчас не осознается человеком, далее может стать вполне осознаваемым. Бессознательным, по Гербарту, может быть и внимание человека, то есть человек может обращать на что-то свое внимание, сам не осознавая этого факта.

Важные идеи о бессознательном далее последовательно высказывали Г. Гельмгольц (бессознательные умозаключения), Ч. Дарвин (бессознательные эмоции), И.М. Сеченов (бессознательные ощущения) и ряд других ученых.

Ч. Дарвин

Фрейд испытал сильное влияние со стороны работ Ч. Дарвина. Именно Дарвин высказал несколько идей, легших впоследствии в основу психоанализа. Это, прежде всего, представления о бессознательных психических процессах и конфликтах, о роли сновидения и скрытом символизме некоторых поведенческих симптомов, а также о значении сексуальности в человеческой жизни.

В.Вундт

В XIX в. проблема бессознательного была систематизирована классиком немецкой психологии В.Вундтом. Однако Вундт категорически возражал против понимания бессознательного как имеющего особое психическое содержание. Он понимал его как «неосознаваемое мышление», «неосознаваемый характер процессов восприятия». Тем не менее, бессознательное до Фрейда уже составляло значительную часть психики человека, которая охватывает все характерные для него психические явления: ощущения, восприятие, память, воображение, мышление… Фрейд на это посмотрел с другой точки зрения и первым заговорил о бессознательных мотивах поведения и чертах характера человека, а также о бессознательном отношении к людям.

Роль гипноза в формировании психоаналитического метода

Ф. Месмер

Впервые гипноз стал использовать доктор медицины Венского университета Франц Антон Месмер в конце XVIII в. Свое воздействие на больных он назвал “животным магнетизмом”. Он считал, что болезнь — это неравномерное распределение жизненного флюида в организме. Метод состоял в вызывании в больном конвульсивных кризов, что приводило к перераспределению флюида должным образом. В середине XIX в. термин “животный магнетизм” был отброшен, вместо него шотландский врач Джеймс Брэйд ввел термин “гипнотизм”.

Ж. Шарко

Признание гипноза в профессиональной среде как метода лечения различных физических расстройств началось с Жана Шарко, французского врача-психиатра. Подход его к болезни был исключительно соматическим, т. е. он признавал только органические причины заболевания и видел истоки истерии в нарушении работы периферической нервной системы. Такого рода нарушения, по его мнению, приводят человека в особенно чувствительное к внешним воздействиям состояние, а это, как правило, влечет за собой истерию. Кроме этого, он не считал процесс, происходящий между пациентом и гипнотизером, важным.

П. Жане

Пьер Жане, ученик Шарко, предположил, что подлинной причиной болезни являются психические явления. Жане изучал чувства, испытываемые пациентом к гипнотизеру во время сеанса и после него. Он говорил об их мощной положительной окрашенности и сравнивал пациента с ревнивым любовником. Однако Жане отрицал сексуальную окрашенность этих чувств и явно стремился уклониться от вовлечения в межличностные отношения с пациентами. Работы Жане во многом предвосхищали идеи Фрейда; впоследствии Жане выказывал личную неприязнь к “отцу” психоанализа и едва ли не обвинял последнего в краже своих идей.

И. Бернгейм

И. Бернгейм занимался проблемой истерии, трактуя ее как результат внушения или самовнушения. Гипноз им рассматривался по аналогии со сном и основная роль в нем отводилась деятельности воображения. Он первым использовал в клинических условиях терапию сном. От гипноза он перешел к внушению в состоянии бодрствования, а затем к самовнушению. Он открыл путь аффективной психологии, которой предстояло выявить моменты «отношения», скрытые во внушении.

Таким образом, гипноз является предтечей пихоанализа. Во-первых, в клинике лечения гипнозом были замечено, что причины заболеваний могут носить психический характер. А во-вторых, именно в практике гипноза были замечены феномены аффективных отношений, возникавших у пациентов и гипнотизеров, которые потом получат название переноса и контрпереноса. А также описывались другие явления — например, зависимость пациента от гипнотизера, сопротивления пациента воздействию гипнотизера. Поэтому уже этот период начинают складываться основные принципы и правила гипнотизеров — принцип изоляции, принцип доброжелательной нейтральности отношений и т. п., которые потом получат свое развитие в теории и практике психоанализа.

З.Фрейд: отказ от «теории раннего сексуального соблазнения»

Опыты Шарко в лечении больных истерией гипнозом привели Фрейда к мысли, что симптомы истерии возникают в результате психической, а не физической травмы. Этот феномен он стал изучать в собственной врачебной практике. Его пациентки в своих воспоминаниях часто отмечали тот факт, что какой-либо взрослый человек соблазнял их словами или действиями. Впервые Фрейд говорит о роли сексуального соблазнения в возникновении психических заболеваний в 1893 г. и объясняет этим фактом причины вытеснения сексуальности.

Первоначально Фрейд считал, что сексуальные домогательства, о которых сообщали его первые пациенты, действительно имели место. Психика ребенка не в состоянии вынести неприятные, болезненные переживания, и эти события забываются (вытесняются), но аффекты, связанные с ними, не находят себе выражения и продолжают бессознательно развиваться и приводят к невротическим нарушениям.

Механизм вытеснения состоит в удалении из сознания и удерживание в бессознательном травмирующих человека переживаний, мыслей, обстоятельств и т. д. — всего того, что ему приносит страдание. Освобождение от страдания путем вытеснения не проходит бесследно.

Вытесненные мысли и импульсы прорываются либо в виде соматических симптомов, либо в виде не адаптивного поведения. Фрейд считал, что с помо­щью воспоминаний о травме и используя психоаналитический метод, эти переживания можно вновь вывести на уровень сознания (случай Анны О.).

Впоследствии Фрейд начал сомневаться в том, что сцены соблазнения действительно всегда были в реальности, и отказывается от своей теории. В письме к своему другу Флиссу в 1897 г. он сообщает, что больше не верит невротику. Эти сцены часто оказываются продуктами фантазии.

 Открытие Фрейда состоит в идее вытеснения не столько самих травмирующих событий, сколько представлений об этих событиях (фантазий).

Фрейд приходит к мысли, что наряду с травмой существуют влечения и внутренние психологические мотивы (включая мотивы сексуальные), управляющие людьми. В дальнейшем из этой идеи вырастет его теория влечений. При этом влечения, как правило, бессознательны, и иногда возвращаются из бессознательного в форме сновидений, оговорок, ошибочных действий, а также в сим­птомах невротиков и в перверсивном поведении (возврат вытесненного).

Сначала Фрейд рассматривал вытеснение как защитный механизм. Впоследствии в книге «Толкование сновидений» он описал его как основной механизм формирования бессознательного.

 

© Снежана Белкина, психолог-психоаналитик

Может быть интересным